Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультация "Капризы и упрямство"

Капризы и упрямство детей - дошкольников, их причины появления.

Понятия " капризы и упрямство" очень родственные и четкой границы провести между ними нельзя.

Упрямство - это психологическое состояние. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем". 

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов: 

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  • этот период начинается примерно с 18 месяцев.
  • как правило, заканчивается к 3,5-4 годам.
  • пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
  • мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямится и капризничать, то вероятнее всего речь идет о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", и дальше оставайтесь при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних.
  7. Постарайтесь схитрить " Ох, какая у меня есть интересная игрушка!"
  8. Исключите из  арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педегогически целесообразны, оправданы.

НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале ( красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости ил желания понравится.

НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). 

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, т.к. в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы ( пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5.  когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поведения вам не понятныю
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. Наказание не должно вредить здоровью.
  2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать.
  3. За 1 проступок - одно наказание.
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать  с опозданием.
  5. Надо наказывать и вскоре прощать.
  6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. Ребенок не должен боятся наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Наверх