Понятия " капризы и упрямство" очень родственные и четкой границы провести между ними нельзя.
Упрямство - это психологическое состояние. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей.
Проявления упрямства:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению.
Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно.
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- этот период начинается примерно с 18 месяцев.
- как правило, заканчивается к 3,5-4 годам.
- пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямится и капризничать, то вероятнее всего речь идет о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", и дальше оставайтесь при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних.
- Постарайтесь схитрить " Ох, какая у меня есть интересная игрушка!"
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
- Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педегогически целесообразны, оправданы.
НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ЗА ТО, ЧТО:
- достигнуто не своим трудом.
- не подлежит похвале ( красота, сила, ловкость, ум).
- из жалости ил желания понравится.
НАДО ХВАЛИТЬ:
- за поступок, за свершившееся действие.
- начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения.
- очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
- ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, т.к. в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема.
- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном.
- во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки).
- после физической или душевной травмы ( пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- когда внутренние мотивы его поведения вам не понятныю
- когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
- Наказание не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения, то лучше не наказывать.
- За 1 проступок - одно наказание.
- Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- Надо наказывать и вскоре прощать.
- Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- Ребенок не должен боятся наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.